пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ

Главная
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ РОССИИ. МАРШРУТ КИСЛОВОДСК – ДОМБАЙ Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Алексей Кононов 23.02.2013 Просмотров: 21630
Домбай – некогда малый поселок, встроенный лишь скромным звеном в структуру массового курортного отдыха СССР, имел 1 изогнутую в форме знака вопроса проезжую дорогу длинной чуть более километра, вокруг которой располагалось всего 3, хотя и многоэтажных типовых гостиницы, хозяйственные блоки, несколько административных и жилых зданьиц для обслуживающего персонала. Большая часть территории оставалась свободной , более того, гостиницы располагались по разные стороны верховьев реки Теберда и ее скатывающихся из ущелий речушек-притоков.

Приглашаем вас:

>> Кругозоры Домбая (5 дней на турбазе + 4 дня поход)

>> Горный Лагерь в Домбае

 
Соединялись гостиничные корпуса мостиками, но скрывались друг от друга сосновыми кронами лесных островков. Тишина и смесь запахов горной пенящейся воды и хвои – вот аура уединенного курорта в те времена. Да, и на 20 километров ниже по единственной дороге, ведущей в поселок,  стоял блокпост. Сюда пропускали либо организованные экскурсии, либо туристов по профсоюзным редким путевкам. А однодневным «дикарям» предлагалось заплатить за въезд экологический взнос в один советский рубль. Оно и было оправданно – сразу за порогом гостиниц вас ждала первозданная природа среднегорья и высокогорья крутые склоны ущелий, тишина, подчеркивающая эхо,  когда бурлящих, а когда журчащих горных потоков, отдельных голосов людей. И, конечно, уносящиеся ввысь, почти круглый год заснеженные пики сразу нескольких вершин,  высота которых более 3000м  над уровнем моря.

 
   Поселок был привлекателен и летом , и зимой. Горные походы в теплое время года могли вас вывести на перевалы, отделяющие РСФСР от Грузии, а горнолыжная привлекательность хоть и тогда уже предполагалась, но с обработкой трасс все было еще не организованно, да и канатка представляла собой 1 ветку с 2 встречными кабинками. Впрочем, фанатов никогда ничто не останавливало, ну а экскурсанты имели возможность обозреть пики западной части Кавказского хребта, альпийские луга и долину Теберды с высоты.

   Сегодня Домбай  - нечто иное. О том, что мы застали в феврале 2013, я расскажу здесь.

Мы, как и многие соискатели впечатлений от домбайских склонов в блиц - варианте решили совершить однодневную поездку на 2 машинах из Кисловодска.
Традиционный выезд в 6 утра, чтобы к 9.00 быть на месте.

Маршрут. Промзона Кисловодска и почти сразу же въезд в Карачаево-Черкессию, встречающую вас конгломератом населенных пунктов. Это Джага, Учкукен, Первомайское. Дорога здесь идет по равнине, но фактически это многокилометровая оживленная центральная улица, а потому езда весьма нудная. 2 десятка лежачих полицейски на этом участке и постоянные светофоры не позволяют поднять среднюю скорость выше 30-40 км в час.
  Лишь за Первомайским вырываетесь на загородный простор. Сразу же разветвление – вправо в горы на Красный Восток и далее на Усть-Джегуту и Черкесск. По этому направлению туристы ездят в Архыз. Влево в узкую долину на Карачаевск, и уже оттуда вдоль реки Теберда к Домбаю.

На Карачаевск дорога от Кисловодска это почти 100 км и большая часть идет через перевал Гумбаши.

 
Трасса непростая – надо подняться до 2000м, а затем снова спуститься до 800 – это высота Карачаевска. Постоянные крутые повороты серпантинов. Впрочем, утренние зимние часы темные и не дают уже здесь насладиться горными красотами. А вот от Карачаевска по долине Теберды по очень приличному шоссе несетесь в первом солнце и приподнятом настроении.

Уже ближе к Домбаю останавливаемся на минутку на короткий отдых и спускаемся в долину бегущей меж камней реки Теберда. Заодно и утренее умывание.

К сожалению этот открытый душе пейзаж связан с печальными страницами нашей истории. В августе 1942-го после разгрома советской группировки войск под Карачаевском, обученные егеря дивизии Эдельвейс фашистского вермахта менее чем за 3 дня с боями преодолели все эти десятки километров вплоть до Клухорского перевала. Тогда скоростного шоссе, конечно,  никакого не было. Передовые части немецких альпийских стрелков шли, неся на себе минометы и мины, иногда прямо по дну бегущей реки, ожидая засад наших отрядов. Увы, Красная Армия еще не была подготовлена к горным боям.
Вот статистика одного из столкновений. Полурота егерей обошла наши батальоны поверху. Немцы ударили с тылу и с фронта. Они потеряли 15егерей. Но погибли чуть более 300 наших солдат и 500 взяты в плен.  Далее, путь к Домбаю врагу оказался открыт. Впрочем,  это частный экскурс в историю. Частные удачи все равно не спали фашистскую Германию. Правда, похоже,  и Россию научили ненадолго. Память формализуется и исчезает. Заменяется действительностью, такой, какая есть сегодня. Ну, да не об этом сейчас.

  Вернемся к современному Домбаю.
Сегодня он буквально за 10 лет разросся отельчиками. Одно время стал напоминать какой-то хаотичный чина-таун. Но сейчас вид середины этого полутора километрового гостинично-кафэшно -прокатно-стояночного городка чуть оцивилизовался.
Нам удалось поставить машину на неогороженную стоянку, прямо около нижней станции канатки, которую в обиходе называют французской.

Стоимость подъема на 2-очередях почти к самой вершине горолыжной трассы - 800р. Абонемент 1400р. Для тех , кто едет кататься абонемент  лучше -  в него входит еще и верхний кусочек до вершины Муса-а–Чедара. Оттуда увязывается весь комплекс отрезков лыжных трасс, позволяющий нестись вниз без остановки несколько километров.

 

По идее,  спустившись с абонементом вы могли бы сразу садиться в кресло канатки и ехать вверх для нового спуска. Вот только нервирует Кавказский сервис. Он позволяет себе даже то, чего не допускают турки. Несмотря на французкую технологию, в руках наших южных хозяев линия то и дело отключается иногда надолго. Внизу быстро скапливается огромная толпа отдыхающих, заплативших нешуточные деньги в надежде по максимуму использовать короткий зимний день. Собственно на подъем канатки перестают работать в 16.00. А тут в давке полная неопределенность. В не менее интересном положении оказываются и те, кто уже завис в открытых креслах в десятке метров над склоном. Хорошо, если ветер не пронзителен.

 Ну, да не все о нервном. Для начинающих в Домбае есть , так называемые лягушатники – широкие ровные склоны длиной не более 100 метров. Один на высоте, а один прямо начинается от поселка. Здесь и большая канатка не требуется все обслуживает дешевый бугель. Есть и инструкторы.

 

Если вы проголодались в процессе, то на промежуточных станциях достаточно каФэшек. Уровень цен – стакан чая 30р., хычин с сыром (лепешка) 120р.
Еще больше кафэшек внизу в поселке. Здесь массово, как и наверху, предлагается грог, вина, чача, часто самодельные в пластиковых бутылках. Не удивительно, что на трассах от иных слаломистов изрядно разит. А вот, если вы захотите просто попить, найти минералки не надейтесь.
Пока так.

Улучшать ассортимент и качество работы местным жителям ни к чему – стоянки и без того забиты. Постоять день, если вы не посетитель кафэ, при котором стоянка – стоит 200р.
Много не только личного транспорта, но и  больших автобусов с надписями Краснодар, Таганрог, Ставрополь..
Проблема склонов обнаруживается также,  когда между снегопадами проходит довольно большой промежуток времени. Здесь сильные ветра - старый снег выдувается, оголяя камни, а пушку на приколе удалось увидеть только одну на несколько километров.
Впрочем , ближе к весне снегопады заваливают. В это время здесь настоящий бум. Городок кишит народом.
Ну, и конечно, если одного дня вам мало и вы в отпуске вас ждут отели разного класса и разной стоимости. Конечно, недешево.

Ну, а мы в сумерках загрузились в машины и далее традиционная гонка к дому по непростым серпантинам Гумбаши. Здесь не переоценивайте себя – дорога опасная. Будьте осторожны и, впечатления не омрачатся.

Последнее обновление ( 23.02.2013 )
 
Кисловодск - Эльбрус. Походы. Восхождения. Горные лыжи. <<
  >> Экстремальный отдых. Санчаро, Азапш. Труднодосягаемые перевалы Кавказа



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Войти | Регистрация

Путешествие

Достопримечательности


Медовые водопады в Кисловодске
.
Красивейший каскад водопадов в десятке километров от Кисловодска. Здесь есть и причудливые скалы цветущие и горные луга.

Особенность
Непередаваемые ощущения вы можете испытать, стоя под струями большого водопада. Здесь очень красиво - прекрасное место для отдыха с семьей.
Подробнее...


Все Достопримечательности

Энциклопедия

Энциклопедия Кавказских Минеральных Вод
 
Карты

Статистика

Участников: 304
Новостей: 385
Фотографий: 297
Энциклопедия: 96
Объектов на карте: 42
Сейчас на сайте:
Гостей - 7
Нет



Build time: 0.0566 sec