ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ РОССИИ. МАРШРУТ КИСЛОВОДСК – ДОМБАЙ |
![]() |
![]() |
Написал Алексей Кононов
![]() ![]() |
||||||||||||
Домбай – некогда малый поселок, встроенный лишь скромным звеном в структуру массового курортного отдыха СССР, имел 1 изогнутую в форме знака вопроса проезжую дорогу длинной чуть более километра, вокруг которой располагалось всего 3, хотя и многоэтажных типовых гостиницы, хозяйственные блоки, несколько административных и жилых зданьиц для обслуживающего персонала. Большая часть территории оставалась свободной , более того, гостиницы располагались по разные стороны верховьев реки Теберда и ее скатывающихся из ущелий речушек-притоков.
Сегодня Домбай - нечто иное. О том, что мы застали в феврале 2013, я расскажу здесь. Мы, как и многие соискатели впечатлений от домбайских склонов в блиц - варианте решили совершить однодневную поездку на 2 машинах из Кисловодска. Традиционный выезд в 6 утра, чтобы к 9.00 быть на месте. Маршрут. Промзона Кисловодска и почти сразу же въезд в Карачаево-Черкессию, встречающую вас конгломератом населенных пунктов. Это Джага, Учкукен, Первомайское. Дорога здесь идет по равнине, но фактически это многокилометровая оживленная центральная улица, а потому езда весьма нудная. 2 десятка лежачих полицейски на этом участке и постоянные светофоры не позволяют поднять среднюю скорость выше 30-40 км в час. Лишь за Первомайским вырываетесь на загородный простор. Сразу же разветвление – вправо в горы на Красный Восток и далее на Усть-Джегуту и Черкесск. По этому направлению туристы ездят в Архыз. Влево в узкую долину на Карачаевск, и уже оттуда вдоль реки Теберда к Домбаю. На Карачаевск дорога от Кисловодска это почти 100 км и большая часть идет через перевал Гумбаши.
Уже ближе к Домбаю останавливаемся на минутку на короткий отдых и спускаемся в долину бегущей меж камней реки Теберда. Заодно и утренее умывание. К сожалению этот открытый душе пейзаж связан с печальными страницами нашей истории. В августе 1942-го после разгрома советской группировки войск под Карачаевском, обученные егеря дивизии Эдельвейс фашистского вермахта менее чем за 3 дня с боями преодолели все эти десятки километров вплоть до Клухорского перевала. Тогда скоростного шоссе, конечно, никакого не было. Передовые части немецких альпийских стрелков шли, неся на себе минометы и мины, иногда прямо по дну бегущей реки, ожидая засад наших отрядов. Увы, Красная Армия еще не была подготовлена к горным боям. Вот статистика одного из столкновений. Полурота егерей обошла наши батальоны поверху. Немцы ударили с тылу и с фронта. Они потеряли 15егерей. Но погибли чуть более 300 наших солдат и 500 взяты в плен. Далее, путь к Домбаю врагу оказался открыт. Впрочем, это частный экскурс в историю. Частные удачи все равно не спали фашистскую Германию. Правда, похоже, и Россию научили ненадолго. Память формализуется и исчезает. Заменяется действительностью, такой, какая есть сегодня. Ну, да не об этом сейчас. Вернемся к современному Домбаю. Сегодня он буквально за 10 лет разросся отельчиками. Одно время стал напоминать какой-то хаотичный чина-таун. Но сейчас вид середины этого полутора километрового гостинично-кафэшно -прокатно-стояночного городка чуть оцивилизовался. Нам удалось поставить машину на неогороженную стоянку, прямо около нижней станции канатки, которую в обиходе называют французской. Стоимость подъема на 2-очередях почти к самой вершине горолыжной трассы - 800р. Абонемент 1400р. Для тех , кто едет кататься абонемент лучше - в него входит еще и верхний кусочек до вершины Муса-а–Чедара. Оттуда увязывается весь комплекс отрезков лыжных трасс, позволяющий нестись вниз без остановки несколько километров. По идее, спустившись с абонементом вы могли бы сразу садиться в кресло канатки и ехать вверх для нового спуска. Вот только нервирует Кавказский сервис. Он позволяет себе даже то, чего не допускают турки. Несмотря на французкую технологию, в руках наших южных хозяев линия то и дело отключается иногда надолго. Внизу быстро скапливается огромная толпа отдыхающих, заплативших нешуточные деньги в надежде по максимуму использовать короткий зимний день. Собственно на подъем канатки перестают работать в 16.00. А тут в давке полная неопределенность. В не менее интересном положении оказываются и те, кто уже завис в открытых креслах в десятке метров над склоном. Хорошо, если ветер не пронзителен. Ну, да не все о нервном. Для начинающих в Домбае есть , так называемые лягушатники – широкие ровные склоны длиной не более 100 метров. Один на высоте, а один прямо начинается от поселка. Здесь и большая канатка не требуется все обслуживает дешевый бугель. Есть и инструкторы. Если вы проголодались в процессе, то на промежуточных станциях достаточно каФэшек. Уровень цен – стакан чая 30р., хычин с сыром (лепешка) 120р. Еще больше кафэшек внизу в поселке. Здесь массово, как и наверху, предлагается грог, вина, чача, часто самодельные в пластиковых бутылках. Не удивительно, что на трассах от иных слаломистов изрядно разит. А вот, если вы захотите просто попить, найти минералки не надейтесь. Пока так. Улучшать ассортимент и качество работы местным жителям ни к чему – стоянки и без того забиты. Постоять день, если вы не посетитель кафэ, при котором стоянка – стоит 200р. Много не только личного транспорта, но и больших автобусов с надписями Краснодар, Таганрог, Ставрополь.. Проблема склонов обнаруживается также, когда между снегопадами проходит довольно большой промежуток времени. Здесь сильные ветра - старый снег выдувается, оголяя камни, а пушку на приколе удалось увидеть только одну на несколько километров. Впрочем , ближе к весне снегопады заваливают. В это время здесь настоящий бум. Городок кишит народом. Ну, и конечно, если одного дня вам мало и вы в отпуске вас ждут отели разного класса и разной стоимости. Конечно, недешево. Ну, а мы в сумерках загрузились в машины и далее традиционная гонка к дому по непростым серпантинам Гумбаши. Здесь не переоценивайте себя – дорога опасная. Будьте осторожны и, впечатления не омрачатся. |
||||||||||||
Последнее обновление ( 23.02.2013 ) |
Кисловодск - Эльбрус. Походы. Восхождения. Горные лыжи. << | ![]() | >> Экстремальный отдых. Санчаро, Азапш. Труднодосягаемые перевалы Кавказа |
|
![]() |
![]() |
Достопримечательности Машук / Озеро Провал / Голубые озера / Чегемские водопады / Медовые водопады |
Энциклопедия Кисловодск / Пятигорск / Ессентуки / Железноводск / Горы / Источники / Озера / Реки / Водопады / Видео |
Обсуждения Места / |